Методика написания изложения с элементами сочинения » Дінмұхамед Қонаев атындағы шағын орталықты орта мектебі
Жамбыл облысы Шу ауданы
"Дінмұхамед Қонаев атындағы орта мектеп "
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі :
+7(72) 43-50-93
Есепші бөлімі:
+7(72) 23-11-37
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » Методика написания изложения с элементами сочинения
09
ноябрь
2016

Методика написания изложения с элементами сочинения

Туребаев 

Талгат 

Ногайгелдинович 

учитель русского языка и литературы 

Жамбылская область Шуский район село Д.А.Конаева 

 
средняя школа  имени Толе би
 

Методика написания изложения с элементами сочинения  (разработка урока)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: 

1.   развивать творческие способности учащихся;
 2.   создать условия для реализации личности ребенка. 

3.  формировать умение-сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.    

 4.  формировать то, что учащиеся должны познать в результате работы на уроке. 

5.   развитие речи, обогащение и усложнение её словарного запаса; образность, выразительность, экспрессивность речи. 

6.  формирование чувство гордости за успехи, желание достичь успехов в умственном развитии.  

7   обучение  грамотному письму и правильной   разговорной речи.
 8.   развивать связную речь  учащихся. 

9.  научить детей выражать свои идеи, мысли, чувства в творческой манере, используя оригинальные решения.
 10.  на основе знаний и практических навыков раскрывать творческий  потенциал учащихся.
 

    Актуальным для учителя становится приобщение ученика к обучению через его собственный поиск, учитель должен помочь ребенку выявить скрытые нереализованные возможности, раскрыть его собственное самовыражение. В ребенке нужно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными не были его результаты.
     Детские творческие увлечения, фантазия, стремление создать что-то новое, свое, лучшее является той движущей силой, которая помогает человеку в жизни, заставляет его двигаться вперед к совершенству. Чтобы предмет для учеников не превратился в скучный урок, приходится проявлять массу изобретательности. Прежде всего урок нужно строить так, чтобы он был четким по форме и разнообразным по содержанию. На своих уроках я заставляю учеников думать, высказывать свои суждения.
      Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Развитие речи должно идти параллельно развитию мышления, соответствовать возрастным особенностям детей и содействовать повышению общей культуры школьника.
 Практическое овладение русским языком предполагает освоение учащимися всех видов речевой деятельности: аудирования, письма, говорения и чтения.
 

      Я всегда начинаю урок с элементарного: накапливание словарного запаса, побуждаю придумывать истории, фантазировать, максимально связывая их с содержанием изучаемого материала и с жизнью. 

            -задавая провоцирующие вопросы, приучать мыслить самостоятельно и делать выводы. 

            -учить спорить. 

            -формулировать проблемы. 

            -разрабатывать практические эксперименты, помогающие побольше узнать. Все дети обладают невероятной способностью поглощать знания. 

      Дети часто оказываются нетерпимыми к однообразию учебных заданий. Для этого основной упор следует делать на самообучение, развивать умение самостоятельно усваивать сложный материал, быть настойчивым в выполнении задания, что я, и делаю в 10-м казахском классе. Я, как учитель, обязан признать потенциальную способность каждого ребенка. Поэтому, я в первую очередь работаю над развитием мыслительных процессов. 

      Главными способами действия я выбираю провоцирующие вопросы, пирамидальный способ сочинения. 

    Изложение один из видов работы по развитию связной разговорной речи учащихся. 

    Текст для изложений брать лучше всего незнакомый: учащиеся с большим интересом слушают его, запоминание незнакомого текста развивает память, приучает сразу схватывать самое главное. 

     Я хочу рассказать на примере одного текста о методике работы над изложением с элементами сочинения на 2 часа: 

Работа на первом уроке: 

Подготовить текст и разделить его на части) 

        Тема:             С л у ч а й. 

   Вопросы: Как вы понимаете это слово? О чём может быть речь?  (выслушать несколько вариантов ответов) 

 (чтение 1-части )  1-часть:     Площадка прицепного трамвайного вагона была переполнена. На остановке втиснулись сюда ещё люди. Последним вскочил юноша с книжками под мышкой. Он пошарил по карманам, нашел пятачок для оплаты за проезд и радостно улыбнулся. Юношу впихнули в середину вагона. И вот здесь вдруг заметили, что кавалерист в шинели лезет потихоньку в карман к юноше с книжками. 

       Вор был схвачен за руку на месте преступления. Все закричали и заволновались. Трамвай остановился, и толпа высыпала на улицу. Кричали и волновались все, но злее всех нападала старушка с полосатым тиковым мешком. Тогда милиционер сурово махнул рукой, стал выяснять обстоятельства преступления и потребовал документы. 

          Провоцирующие вопросы:   Как назовем рассказ? (записываем выбранное название, как первый вопрос плана изложения) 

                Кто же юноша? А кавалерист? 

                Что произойдет дальше? 

                (варианты ответов могут быть разными) 

    (чтение 2-части )   2-часть:   -Паспорта у меня с собой нет, а есть членский билет Союза писателей. Зовут меня Аркадий Гайдар, - сказал он смущенно. 

      -Знаем мы таких писателей! – первой закричала злая старушка. Среди шума и гама не кричал и не волновался только один пострадавший юноша. 

      -Что у вас украли, товарищ? – спросил милиционер. 

      Юноша покраснел и ответил, что со стороны незнакомца произошла досадная ошибка. Он студент первого курса, приезжий, свои деньги уже сам истратил, а стипендию ещё не получил. 

      -Капиталиста нашел, жулик! – злобно сказала старушка. 

      Милиционер предложил юноше посмотреть, не вытащили ли у него документы. 

Вопросы: Как назовем эту часть рассказа? (записываем наиболее подходящее по смыслу название, как второй вопрос). 

                Как вы думаете ошибся ли вор? Вор он или писатель? Если писатель, то почему он полез в карман другого человека? Знаете ли вы писателя Аркадий Гайдар? А его произведения? 

      (чтение 3-части )   3-часть: Юноша добросовестно вывернул карманы, и у всех на глазах упала смятая пятидесятирублевая бумажка. Студент сказал, что денег у него не было, и это не его деньги. В толпе произошло замешательство. Милиционер улыбнулся, с большим удовольствием отпустил товарища писателя и просил разойтись остальных. 

       Все тихо стали расходиться, каждый по-своему обдумывая происшествие. 

        Вопросы: А как назовем эту часть? (выберем наиболее подходящее по смыслу ответ и запишем, как третьи вопрос) 

                 Почему отпустили «вора»? 

                 Как бы вы оценили этот поступок писателя? 

      (чтение 4-части )    4-часть:  Хотел уйти и Аркадий Гайдар, но злая старушка успела ухватить его за рукав. Она развязала свой полосатый мешок, достала большое румяное яблоко. 

          -Бери, яблоко большущее, я его потихоньку в карман не всуну. Ты всё равно заметишь, - сказала злая старушка. Но на этот раз в её голосе было умиленье. 

        Вопросы:  Назовите последнюю часть рассказа и запишите. Почему старушка, кричавшая больше всех, угостила «вора» большим румяным яблоком? Проследите все действия старушки, действительно ли она злая, а может быть, только непримиримая к плохим поступкам? 

    Работа выполняется таким образом: 

       -читаю название (вопросы) 

       -читаю по частям (вопросы, даю каждую часть прочитать самим учащимся) (слушание и чтение) 

   Учащиеся упражняются: -прямая и косвенная речь. 


  -простые и сложные предложения  

-безударные гласные. 

  -окончания существительных. 

  -склонение прилагательных. 

  -глаголы.     


         Работа на втором уроке. 

<!-- [if !supportLists] --> 1.       <!-- [endif] --> повторное чтение рассказа. 

2. записывание плана работы. 

<!-- [if !supportLists] --> 3.     <!-- [endif] -->  выполнение работы.(25 минут). 

           4. чтение готовых работ. 

<!-- [if !supportLists] --> 5.     <!-- [endif] -->  обсуждение.