Методика написания изложения с элементами сочинения
Туребаев
Талгат
Ногайгелдинович
учитель русского языка и литературы
Жамбылская область Шуский район село Д.А.Конаева
Методика написания
изложения с элементами сочинения (разработка урока)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
1. развивать творческие
способности учащихся;
2. создать условия для реализации личности ребенка.
3. формировать умение-сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.
4. формировать то, что учащиеся должны познать в результате работы на уроке.
5. развитие речи, обогащение и усложнение её словарного запаса; образность, выразительность, экспрессивность речи.
6. формирование чувство гордости за успехи, желание достичь успехов в умственном развитии.
7 обучение грамотному письму и правильной разговорной речи.
8. развивать связную речь учащихся.
9. научить детей выражать свои идеи, мысли, чувства в творческой
манере, используя оригинальные решения.
10. на основе знаний и практических навыков раскрывать творческий потенциал учащихся.
Актуальным для учителя становится приобщение ученика к обучению через
его собственный поиск, учитель должен помочь ребенку выявить скрытые
нереализованные возможности, раскрыть его собственное самовыражение. В ребенке
нужно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и
несовершенными не были его результаты.
Детские творческие увлечения, фантазия, стремление создать что-то новое, свое, лучшее является той движущей силой, которая помогает человеку в жизни, заставляет его двигаться вперед к совершенству. Чтобы предмет для учеников не превратился в скучный урок, приходится проявлять массу изобретательности. Прежде всего урок нужно строить так, чтобы он был четким по форме и разнообразным по содержанию. На своих уроках я заставляю учеников думать, высказывать свои суждения.
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Развитие речи должно идти параллельно развитию мышления, соответствовать возрастным особенностям детей и содействовать повышению общей культуры школьника.
Практическое овладение русским языком предполагает освоение учащимися всех видов речевой деятельности: аудирования, письма, говорения и чтения.
Я всегда начинаю урок с элементарного: накапливание словарного запаса, побуждаю придумывать истории, фантазировать, максимально связывая их с содержанием изучаемого материала и с жизнью.
-задавая провоцирующие вопросы, приучать мыслить самостоятельно и делать выводы.
-учить спорить.
-формулировать проблемы.
-разрабатывать практические эксперименты, помогающие побольше узнать. Все дети обладают невероятной способностью поглощать знания.
Дети часто оказываются нетерпимыми к однообразию учебных заданий. Для этого основной упор следует делать на самообучение, развивать умение самостоятельно усваивать сложный материал, быть настойчивым в выполнении задания, что я, и делаю в 10-м казахском классе. Я, как учитель, обязан признать потенциальную способность каждого ребенка. Поэтому, я в первую очередь работаю над развитием мыслительных процессов.
Главными способами действия я выбираю провоцирующие вопросы, пирамидальный способ сочинения.
Изложение один из видов работы по развитию связной разговорной речи учащихся.
Текст для изложений брать лучше всего незнакомый: учащиеся с большим интересом слушают его, запоминание незнакомого текста развивает память, приучает сразу схватывать самое главное.
Я хочу рассказать на примере одного текста о методике работы над изложением с элементами сочинения на 2 часа:
Работа на первом уроке:
( Подготовить текст и разделить его на части)
Тема: С л у ч а й.
Вопросы: Как вы понимаете это слово? О чём может быть речь? (выслушать несколько вариантов ответов)
(чтение 1-части ) 1-часть: Площадка прицепного трамвайного вагона была переполнена. На остановке втиснулись сюда ещё люди. Последним вскочил юноша с книжками под мышкой. Он пошарил по карманам, нашел пятачок для оплаты за проезд и радостно улыбнулся. Юношу впихнули в середину вагона. И вот здесь вдруг заметили, что кавалерист в шинели лезет потихоньку в карман к юноше с книжками.
Вор был схвачен за руку на месте преступления. Все закричали и заволновались. Трамвай остановился, и толпа высыпала на улицу. Кричали и волновались все, но злее всех нападала старушка с полосатым тиковым мешком. Тогда милиционер сурово махнул рукой, стал выяснять обстоятельства преступления и потребовал документы.
Провоцирующие вопросы: Как назовем рассказ? (записываем выбранное название, как первый вопрос плана изложения)
Кто же юноша? А кавалерист?
Что произойдет дальше?
(варианты ответов могут быть разными)
(чтение 2-части ) 2-часть: -Паспорта у меня с собой нет, а есть членский билет Союза писателей. Зовут меня Аркадий Гайдар, - сказал он смущенно.
-Знаем мы таких писателей! – первой закричала злая старушка. Среди шума и гама не кричал и не волновался только один пострадавший юноша.
-Что у вас украли, товарищ? – спросил милиционер.
Юноша покраснел и ответил, что со стороны незнакомца произошла досадная ошибка. Он студент первого курса, приезжий, свои деньги уже сам истратил, а стипендию ещё не получил.
-Капиталиста нашел, жулик! – злобно сказала старушка.
Милиционер предложил юноше посмотреть, не вытащили ли у него документы.
Вопросы: Как назовем эту часть рассказа? (записываем наиболее подходящее по смыслу название, как второй вопрос).
Как вы думаете ошибся ли вор? Вор он или писатель? Если писатель, то почему он полез в карман другого человека? Знаете ли вы писателя Аркадий Гайдар? А его произведения?
(чтение 3-части ) 3-часть: Юноша добросовестно вывернул карманы, и у всех на глазах упала смятая пятидесятирублевая бумажка. Студент сказал, что денег у него не было, и это не его деньги. В толпе произошло замешательство. Милиционер улыбнулся, с большим удовольствием отпустил товарища писателя и просил разойтись остальных.
Все тихо стали расходиться, каждый по-своему обдумывая происшествие.
Вопросы: А как назовем эту часть? (выберем наиболее подходящее по смыслу ответ и запишем, как третьи вопрос)
Почему отпустили «вора»?
Как бы вы оценили этот поступок писателя?
(чтение 4-части ) 4-часть: Хотел уйти и Аркадий Гайдар, но злая старушка успела ухватить его за рукав. Она развязала свой полосатый мешок, достала большое румяное яблоко.
-Бери, яблоко большущее, я его потихоньку в карман не всуну. Ты всё равно заметишь, - сказала злая старушка. Но на этот раз в её голосе было умиленье.
Вопросы: Назовите последнюю часть рассказа и запишите. Почему старушка, кричавшая больше всех, угостила «вора» большим румяным яблоком? Проследите все действия старушки, действительно ли она злая, а может быть, только непримиримая к плохим поступкам?
Работа выполняется таким образом:
-читаю название (вопросы)
-читаю по частям (вопросы, даю каждую часть прочитать самим учащимся) (слушание и чтение)
Учащиеся упражняются: -прямая и косвенная речь.
-простые и сложные предложения
-безударные гласные.
-окончания существительных.
-склонение прилагательных.
-глаголы.
Работа на втором уроке.
<!-- [if !supportLists] --> 1. <!-- [endif] --> повторное чтение рассказа.
2. записывание плана работы.
<!-- [if !supportLists] --> 3. <!-- [endif] --> выполнение работы.(25 минут).
4. чтение готовых работ.
<!-- [if !supportLists] --> 5. <!-- [endif] --> обсуждение.