15
September
2016
Правила аттестации педагогических работников РК
Правила аттестации педагогических работников РК
Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 января 2010 года № 16
Об утверждении Правил аттестации педагогических работников
(не введен в действие)
В соответствии со статьей 233 Трудового кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года и подпункта 37) статьи 5 Закона Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила аттестации педагогических работников.
2. Департаменту дошкольного и среднего образования (Аршабеков Н.Р.) обеспечить в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
3. Комитету по контролю в сфере образования и науки Республики Казахстан (Калабаев Н.Б.) обеспечить готовность тестовых заданий и сборников-опросников с указанием использованной литературы для своевременной подготовки педагогических работников к квалификационному тестированию.
4. Департаментам дошкольного и среднего образования (Аршабеков Н.Р.), технического и профессионального образования (Борибеков К.К.), высшего и послевузовского образования (Омирбаев С.М.) довести настоящий приказ до сведения областных, городов Астана и Алматы департаментов образования, республиканских подведомственных организаций образования, высших учебных заведений.
5. Признать утратившим силу приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 9 апреля 2008 года № 181 «Об утверждении Правил аттестации педагогических работников» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 5215, опубликованный в газете «Юридическая газета» от 10 октября 2008 года № 155).
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра Сарыбекова М.Н.
7. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр Ж. Туймебаев
Утверждены
приказом Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 22 января 2010 года № 16
1. Общие положения
1. Правила аттестации педагогических работников (далее - Правила) разработаны в соответствии со статьей 233 Трудового кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года и подпункта 37) статьи 5 Закона Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года и определяют порядок аттестации педагогических работников организаций дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего, специального, дополнительного, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.
2. Основными целями аттестации педагогических работников являются:
1) выявление уровня соответствия компетентности педагогического работника квалификационным требованиям для установления и подтверждения соответствующей категории;
2) расширение мотивационной сферы деятельности педагогического работника для проектирования личностных достижений.
3. В настоящих Правилах применяются следующие термины и определения:
1) аттестация педагогических работников - процедура, проводимая с целью определения соответствия уровня квалификации педагогического работника квалификационным требованиям;
2) квалификационная категория - уровень требований к квалификации работника, отражающий сложность выполнения работ;
3) квалификационное тестирование - один из этапов аттестации педагогических работников, который проводится для определения уровня профессиональной компетентности при повышении и подтверждении квалификационной категории;
4) аналитическое обобщение итогов деятельности - один из этапов аттестации, включающий оценку профессиональной компетентности педагогического работника на основе системного, последовательного и объективного изучения его профессиональной деятельности.
4. Основными принципами аттестации являются прозрачность и коллегиальность, обеспечивающие объективное отношение к аттестуемому педагогическому работнику, системность и целостность внешних и внутренних оценок.
5. Аттестация проводится не реже одного раза в пять лет.
6. Аттестация педагогических работников республиканских подведомственных организаций образования осуществляется уполномоченным органом в области образования.
Аттестация педагогических работников организаций образования отраслевых государственных органов осуществляется аттестационными комиссиями организаций образования и соответствующих государственных органов.
Аттестация педагогических работников, осуществляющих педагогическую деятельность в организациях образования при медицинских учреждениях и учреждениях социального обеспечения (учебные классы, группы), детско-юношеских спортивных школах, спортивных школах-интернатах проводится местными исполнительными органами в области образования.
Аттестация педагогических работников организаций (кроме педагогических работников республиканских подведомственных организаций образования) дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего, специального, дополнительного, технического и профессионального, послесреднего образования осуществляется аттестационными комиссиями организаций образования и местных исполнительных органов в области образования.
Аттестация педагогических работников организаций образования высшего и послевузовского образования осуществляется аттестационной комиссией, созданной приказом руководителя высшего учебного заведения.
Аттестация педагогических работников организаций образования, реализующих международные (иностранные) образовательные программы, функционирующих на территории Республики Казахстан, осуществляется местными исполнительными органами в области образования.
7. Педагогические работники организаций образования проходят аттестацию по должности, установленной штатным расписанием и указанной в трудовом договоре, приказе о приеме на работу.
В случае преподавания дисциплин, указанных в дипломе об образовании как одна квалификация, аттестация проводится по основной должности с указанием предметов в соответствии с указанной в дипломе квалификацией.
Педагогический работник аттестуется по преподаваемым дополнительным дисциплинам на основании сертификата, полученного в результате прохождения курсов.
8. Педагогические работники, работающие в малокомплектных школах, проходят аттестацию в соответствии с указанной в дипломе специальностью и с учетом прохождения курсов по дополнительным (смежным) дисциплинам при наличии соответствующего сертификата.
Педагогические работники, работающие в специальных (коррекционных) и специальных организациях образования, специальных классах (группах) проходят аттестацию по указанной в дипломе об образовании квалификации. В случае преподавания дисциплин, не указанных в дипломе об образовании, аттестация проводится по занимаемой должности на основании сертификата, полученного в результате прохождения курсов переподготовки в организациях образования.
Педагогические работники, преподающие в специальных (коррекционных) школах дисциплины, указанные в дипломе, аттестуются по преподаваемым дисциплинам и на основании сертификата, полученного в результате прохождения переподготовки в организациях образования.
9. Педагогические работники, преподающие социально-экономические, общепрофессиональные и специальные дисциплины в организациях технического профессионального, послесреднего образования, имеющие профессиональное образование по профилю, проходят аттестацию по должности «преподаватель специальных дисциплин».
10. Педагогические работники организаций дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего, специального, дополнительного, технического и профессионального, послесреднего образования, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, на основании заявления могут пройти досрочную аттестацию:
1) на вторую квалификационную категорию:
лица, окончившие высшее учебное заведение с «отличием» и имеющие стаж педагогической деятельности не менее одного года;
лица, окончившие среднее профессиональное (техническое и профессиональное, послесреднее) учебное заведение с «отличием» и имеющие стаж педагогической деятельности не менее одного года;
2) на первую квалификационную категорию:
лица, имеющие вторую квалификационную категорию и стаж педагогической деятельности не менее одного года, являющиеся победителями профессиональных конкурсов районного (городского) уровня;
лица, имеющие вторую квалификационную категорию и стаж педагогической деятельности не менее одного года, подготовившие призеров предметных олимпиад, творческих конкурсов, научных и спортивных соревнований районного (городского) уровня;
3) на высшую квалификационную категорию:
лица, имеющие первую квалификационную категорию, подготовившие призеров предметных олимпиад, творческих конкурсов, научных и спортивных соревнований областного, республиканского или международного уровня;
лица, имеющие первую квалификационную категорию, являющиеся победителями профессиональных конкурсов областного, республиканского или международного уровня;
лица, имеющие первую квалификационную категорию, получившие за межаттестационный период ученую степень кандидата (доктора) наук или академическую степень магистра, доктора философии (PhD), доктора по профилю по преподаваемой специальности.
Педагогические работники организаций технического и профессионального, послесреднего образования, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, на основании заявления могут пройти досрочную аттестацию на соответствие квалификационным требованиям и должностям:
лица, окончившие высшее учебное заведение с «отличием» и имеющие стаж педагогической деятельности не менее одного года;
лица, окончившие среднее профессиональное (техническое и профессиональное, послесреднее) учебное заведение с «отличием», имеющие стаж педагогической деятельности не менее одного года;
лица, перешедшие с производства на педагогическую работу в организации технического и профессионального, послесреднего образования и имеющие стаж производственной работы не менее трех лет;
лица, подготовившие призеров предметных олимпиад, творческих конкурсов, спортивных соревнований городского, областного или республиканского уровней;
лица, получившие в межаттестационный период ученую степень кандидата (доктора) наук или академическую степень доктора философии (PhD), доктора по профилю, доктора по преподаваемой специальности.
Педагогические работники организаций образования высшего и послевузовского образования, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, на основании заявления могут пройти досрочную аттестацию:
лица, подготовившие призеров предметных олимпиад, научно-практических конференций, творческих конкурсов, спортивных соревнований областного, республиканского или международного уровня;
лица, являющиеся победителями профессиональных конкурсов областного, республиканского или международного уровня;
лица, перешедшие с производства на педагогическую работу в высшие учебные заведения и имеющие стаж производственной работы по профилю не менее пяти лет;
лица, получившие за межаттестационный период ученую степень кандидата, доктора наук или академическую степень магистра, доктора философии (PhD), доктора по профилю по преподаваемой специальности.
11. Методисты районных (городских) отделов образования, управлений образования, институтов повышения квалификации и методических служб всех уровней в случае перехода на педагогическую работу могут аттестоваться досрочно на основании заявления.
При переходе на методическую работу за педагогическими работниками сохраняется имеющаяся квалификационная категория.
12. Руководители организаций образования, их заместители, методические работники, работники отделов и управлений образования, государственные и гражданские служащие, другие лица, ведущие преподавательскую работу по совместительству, проходят аттестацию по преподаваемому предмету на общих основаниях.
13. При переходе на новое место работы в педагогической отрасли в пределах Республики Казахстан за педагогическим работником сохраняется квалификационная категория, присвоенная решением аттестационной комиссии.
2. Порядок проведения аттестации
14. Аттестация педагогических работников осуществляется в два этапа. Первый этап аттестации педагогических работников - квалификационное тестирование (далее - тестирование). Ссорой этап - аналитическое обобщение итогов деятельности педагогических работников согласно квалификационным характеристикам должностей педагогических работников.
На прохождение аттестации в следующем учебном году до 25 мая текущего года педагогические работники дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, специального, дополнительного, технического и профессионального, послесреднего образования (для преподавателей общеобразовательных дисциплин организаций технического и профессионального, послесреднего образования) подают заявление в аттестационную комиссию организации образования по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам, педагогические работники технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования - по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
Списочный состав аттестуемых педагогических работников утверждается решением коллегиального органа организации образования до 10 июня текущего года и представляется в районные (городские) отделы образования, управления образования областей, городов Астана и Алматы до 15 июня текущего года.
Аттестация проводится с 1 октября текущего года по 1 июля следующего года.
Тестирование проводится с 15 октября по 15 декабря текущего года в соответствии с графиками, утвержденными управлениями образования областей, городов Астана и Алматы, уполномоченным органом в области образования, отраслевыми государственными органами, имеющими в своем ведении организации образования.
Дата проведения тестирования сообщается педагогическому работнику не позднее, чем за 2 недели до проведения процедуры.
Педагогические работники, показавшие отрицательные результаты тестирования или отсутствовавшие по уважительным причинам, перечисленным в пункте 24 настоящих Правил, проходят повторное тестирование в срок не позднее двух месяцев после первого тестирования.
Педагогические работники, получившие при повторном тестировании отрицательный результат, не допускаются ко второму этапу аттестации.
В случае, если педагогический работник не прошел тестирование в обозначенные сроки по уважительным причинам, в том числе при потери трудоспособности по перечню видов заболеваний, при которых может устанавливаться срок временной нетрудоспособности более двух месяцев, установленному постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 декабря 2007 года № 1171, аттестационная комиссия принимает решение об аттестации данного педагогического работника в следующем учебном году.
Ссорой этап аттестации - аналитическое обобщение итогов деятельности проводится аттестационными комиссиями организаций образования с 1 января по 31 Marchа следующего года, аттестационными комиссиями органов управления образования - с 1 апреля по 1 июля следующего года.
Приказ о присвоении или подтверждении квалификационных категорий аттестованным педагогическим работникам должен быть издан аттестационными комиссиями всех уровней не позднее 1 июля следующего года и вступает в силу с 1 сентября следующего учебного года.
Изготовление и выдача удостоверений о соответствии требованиям должности и присвоении категории по форме согласно приложений 3, 4 к настоящим Правилам педагогическим работникам организаций дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего, специального, дополнительного, технического и профессионального, послесреднего образования производятся организацией образования не позднее 31 Augustа следующего года.
Выдача удостоверений осуществляется в соответствии требованиям должности и присвоении квалификационной категории и фиксируется в журнале регистрации педагогическим работникам дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, специального, дополнительного, технического и профессионального, послесреднего образования по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам, педагогическим работникам специальных дисциплин организации технического и профессионального, послесреднего образования - по форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам.
Аттестационные комиссии высших учебных заведений выносят решение до 1 апреля.
15. Ответственность за разработку, содержание и качество тестовых заданий несет Национальный центр тестирования Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее - Национальный центр тестирования). Техническое сопровождение программного обеспечения при проведении аттестационного тестирования возлагается на Национальный центр тестирования.
Организацию и проведение тестирования обеспечивают районные (городские) отделы, управления образования областей, городов Астана и Алматы, высшие учебные заведения и Национальный центр тестирования.
16. Список педагогических работников организаций дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего, специального, дополнительного, технического и профессионального, послесреднего образования, подлежащих тестированию, формируется аттестационными комиссиями организаций образования, утверждается аттестационными комиссиями районного (городского) отдела образования и передается в аттестационную комиссию управления образования областей, городов Астана, Алматы.
Управления образования областей, городов Астана и Алматы составляют график, определяют место проведения тестирования и передают данные в Национальный центр тестирования.
Список педагогических работников организаций высшего и послевузовского образования, подлежащих тестированию, формируется аттестационными комиссиями высших учебных заведений, утверждается Ученым советом и передается уполномоченному органу в области образования. Базовые высшие учебные заведения составляют график, определяют место проведения тестирования и передают данные в Национальный центр тестирования.
17. Первый этап аттестации проводится методом комплексного компьютерного тестирования, проводимого по технологиям, разработанным Национальным центром тестирования.
18. Тестирование проводится на базе организации образования, определяемой управлением образования или уполномоченным органом в области образования (для республиканских подведомственных организаций образования), отраслевыми государственными органами.
19. Педагогический работник, проходящий тестирование, должен иметь при себе документ, удостоверяющий личность.
20. Число тестовых вопросов составляет 80:
1) знание законодательства Республики Казахстан - 20 вопросов;
2) основы педагогики и психологии - 20 вопросов;
3) основы предметных знаний - 40 вопросов.
Общее время тестирования составляет 160 минут, за исключением педагогических работников, тестируемых по основам предметных знаний по математике, физике, химии, для которых общее время тестирования составляет 175 минут.
21. Результат тестирования считается положительным при получении не менее 70 % правильных ответов по основам предметных знаний, 50 % - по основам педагогики и психологии, 50 % - по законодательству Республики Казахстан.
22. Если педагогический работник аттестуется по должности (квалификации), содержащей в названии две и более специальности, то при тестировании в блоке «Основы предметных знаний» выполняет задания по одной специальности на свой выбор.
23. Педагогический работник, не прошедший тестирование по уважительным причинам, предоставляет соответствующие документы в аттестационную комиссию.
24. Уважительными причинами являются:
1) потеря трудоспособности на длительное время (не более двух месяцев);
2) нахождение в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком;
3) нахождение в командировке по специальности за рубежом.
25. Результаты проведения тестирования оформляются соответствующим протоколом по форме согласно приложению 7 к настоящим Правилам. Результат тестирования каждого тестируемого распечатывается в двух экземплярах: один предоставляется тестируемому, второй экземпляр с подписью об ознакомлении тестируемого передается в аттестационные комиссии управлений образования и высшие учебные заведения.
26. Освобождаются от квалификационного тестирования и допускаются ко второму этапу аттестации:
1) лица, имеющие педагогический стаж 25 и более лет при подтверждении высшей квалификационной категории;
Об утверждении Правил аттестации педагогических работников
(не введен в действие)
В соответствии со статьей 233 Трудового кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года и подпункта 37) статьи 5 Закона Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила аттестации педагогических работников.
2. Департаменту дошкольного и среднего образования (Аршабеков Н.Р.) обеспечить в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
3. Комитету по контролю в сфере образования и науки Республики Казахстан (Калабаев Н.Б.) обеспечить готовность тестовых заданий и сборников-опросников с указанием использованной литературы для своевременной подготовки педагогических работников к квалификационному тестированию.
4. Департаментам дошкольного и среднего образования (Аршабеков Н.Р.), технического и профессионального образования (Борибеков К.К.), высшего и послевузовского образования (Омирбаев С.М.) довести настоящий приказ до сведения областных, городов Астана и Алматы департаментов образования, республиканских подведомственных организаций образования, высших учебных заведений.
5. Признать утратившим силу приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 9 апреля 2008 года № 181 «Об утверждении Правил аттестации педагогических работников» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 5215, опубликованный в газете «Юридическая газета» от 10 октября 2008 года № 155).
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра Сарыбекова М.Н.
7. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр Ж. Туймебаев
Утверждены
приказом Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 22 января 2010 года № 16
Правила аттестации педагогических работников
1. Общие положения
1. Правила аттестации педагогических работников (далее - Правила) разработаны в соответствии со статьей 233 Трудового кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года и подпункта 37) статьи 5 Закона Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года и определяют порядок аттестации педагогических работников организаций дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего, специального, дополнительного, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.
2. Основными целями аттестации педагогических работников являются:
1) выявление уровня соответствия компетентности педагогического работника квалификационным требованиям для установления и подтверждения соответствующей категории;
2) расширение мотивационной сферы деятельности педагогического работника для проектирования личностных достижений.
3. В настоящих Правилах применяются следующие термины и определения:
1) аттестация педагогических работников - процедура, проводимая с целью определения соответствия уровня квалификации педагогического работника квалификационным требованиям;
2) квалификационная категория - уровень требований к квалификации работника, отражающий сложность выполнения работ;
3) квалификационное тестирование - один из этапов аттестации педагогических работников, который проводится для определения уровня профессиональной компетентности при повышении и подтверждении квалификационной категории;
4) аналитическое обобщение итогов деятельности - один из этапов аттестации, включающий оценку профессиональной компетентности педагогического работника на основе системного, последовательного и объективного изучения его профессиональной деятельности.
4. Основными принципами аттестации являются прозрачность и коллегиальность, обеспечивающие объективное отношение к аттестуемому педагогическому работнику, системность и целостность внешних и внутренних оценок.
5. Аттестация проводится не реже одного раза в пять лет.
6. Аттестация педагогических работников республиканских подведомственных организаций образования осуществляется уполномоченным органом в области образования.
Аттестация педагогических работников организаций образования отраслевых государственных органов осуществляется аттестационными комиссиями организаций образования и соответствующих государственных органов.
Аттестация педагогических работников, осуществляющих педагогическую деятельность в организациях образования при медицинских учреждениях и учреждениях социального обеспечения (учебные классы, группы), детско-юношеских спортивных школах, спортивных школах-интернатах проводится местными исполнительными органами в области образования.
Аттестация педагогических работников организаций (кроме педагогических работников республиканских подведомственных организаций образования) дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего, специального, дополнительного, технического и профессионального, послесреднего образования осуществляется аттестационными комиссиями организаций образования и местных исполнительных органов в области образования.
Аттестация педагогических работников организаций образования высшего и послевузовского образования осуществляется аттестационной комиссией, созданной приказом руководителя высшего учебного заведения.
Аттестация педагогических работников организаций образования, реализующих международные (иностранные) образовательные программы, функционирующих на территории Республики Казахстан, осуществляется местными исполнительными органами в области образования.
7. Педагогические работники организаций образования проходят аттестацию по должности, установленной штатным расписанием и указанной в трудовом договоре, приказе о приеме на работу.
В случае преподавания дисциплин, указанных в дипломе об образовании как одна квалификация, аттестация проводится по основной должности с указанием предметов в соответствии с указанной в дипломе квалификацией.
Педагогический работник аттестуется по преподаваемым дополнительным дисциплинам на основании сертификата, полученного в результате прохождения курсов.
8. Педагогические работники, работающие в малокомплектных школах, проходят аттестацию в соответствии с указанной в дипломе специальностью и с учетом прохождения курсов по дополнительным (смежным) дисциплинам при наличии соответствующего сертификата.
Педагогические работники, работающие в специальных (коррекционных) и специальных организациях образования, специальных классах (группах) проходят аттестацию по указанной в дипломе об образовании квалификации. В случае преподавания дисциплин, не указанных в дипломе об образовании, аттестация проводится по занимаемой должности на основании сертификата, полученного в результате прохождения курсов переподготовки в организациях образования.
Педагогические работники, преподающие в специальных (коррекционных) школах дисциплины, указанные в дипломе, аттестуются по преподаваемым дисциплинам и на основании сертификата, полученного в результате прохождения переподготовки в организациях образования.
9. Педагогические работники, преподающие социально-экономические, общепрофессиональные и специальные дисциплины в организациях технического профессионального, послесреднего образования, имеющие профессиональное образование по профилю, проходят аттестацию по должности «преподаватель специальных дисциплин».
10. Педагогические работники организаций дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего, специального, дополнительного, технического и профессионального, послесреднего образования, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, на основании заявления могут пройти досрочную аттестацию:
1) на вторую квалификационную категорию:
лица, окончившие высшее учебное заведение с «отличием» и имеющие стаж педагогической деятельности не менее одного года;
лица, окончившие среднее профессиональное (техническое и профессиональное, послесреднее) учебное заведение с «отличием» и имеющие стаж педагогической деятельности не менее одного года;
2) на первую квалификационную категорию:
лица, имеющие вторую квалификационную категорию и стаж педагогической деятельности не менее одного года, являющиеся победителями профессиональных конкурсов районного (городского) уровня;
лица, имеющие вторую квалификационную категорию и стаж педагогической деятельности не менее одного года, подготовившие призеров предметных олимпиад, творческих конкурсов, научных и спортивных соревнований районного (городского) уровня;
3) на высшую квалификационную категорию:
лица, имеющие первую квалификационную категорию, подготовившие призеров предметных олимпиад, творческих конкурсов, научных и спортивных соревнований областного, республиканского или международного уровня;
лица, имеющие первую квалификационную категорию, являющиеся победителями профессиональных конкурсов областного, республиканского или международного уровня;
лица, имеющие первую квалификационную категорию, получившие за межаттестационный период ученую степень кандидата (доктора) наук или академическую степень магистра, доктора философии (PhD), доктора по профилю по преподаваемой специальности.
Педагогические работники организаций технического и профессионального, послесреднего образования, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, на основании заявления могут пройти досрочную аттестацию на соответствие квалификационным требованиям и должностям:
лица, окончившие высшее учебное заведение с «отличием» и имеющие стаж педагогической деятельности не менее одного года;
лица, окончившие среднее профессиональное (техническое и профессиональное, послесреднее) учебное заведение с «отличием», имеющие стаж педагогической деятельности не менее одного года;
лица, перешедшие с производства на педагогическую работу в организации технического и профессионального, послесреднего образования и имеющие стаж производственной работы не менее трех лет;
лица, подготовившие призеров предметных олимпиад, творческих конкурсов, спортивных соревнований городского, областного или республиканского уровней;
лица, получившие в межаттестационный период ученую степень кандидата (доктора) наук или академическую степень доктора философии (PhD), доктора по профилю, доктора по преподаваемой специальности.
Педагогические работники организаций образования высшего и послевузовского образования, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, на основании заявления могут пройти досрочную аттестацию:
лица, подготовившие призеров предметных олимпиад, научно-практических конференций, творческих конкурсов, спортивных соревнований областного, республиканского или международного уровня;
лица, являющиеся победителями профессиональных конкурсов областного, республиканского или международного уровня;
лица, перешедшие с производства на педагогическую работу в высшие учебные заведения и имеющие стаж производственной работы по профилю не менее пяти лет;
лица, получившие за межаттестационный период ученую степень кандидата, доктора наук или академическую степень магистра, доктора философии (PhD), доктора по профилю по преподаваемой специальности.
11. Методисты районных (городских) отделов образования, управлений образования, институтов повышения квалификации и методических служб всех уровней в случае перехода на педагогическую работу могут аттестоваться досрочно на основании заявления.
При переходе на методическую работу за педагогическими работниками сохраняется имеющаяся квалификационная категория.
12. Руководители организаций образования, их заместители, методические работники, работники отделов и управлений образования, государственные и гражданские служащие, другие лица, ведущие преподавательскую работу по совместительству, проходят аттестацию по преподаваемому предмету на общих основаниях.
13. При переходе на новое место работы в педагогической отрасли в пределах Республики Казахстан за педагогическим работником сохраняется квалификационная категория, присвоенная решением аттестационной комиссии.
2. Порядок проведения аттестации
14. Аттестация педагогических работников осуществляется в два этапа. Первый этап аттестации педагогических работников - квалификационное тестирование (далее - тестирование). Ссорой этап - аналитическое обобщение итогов деятельности педагогических работников согласно квалификационным характеристикам должностей педагогических работников.
На прохождение аттестации в следующем учебном году до 25 мая текущего года педагогические работники дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, специального, дополнительного, технического и профессионального, послесреднего образования (для преподавателей общеобразовательных дисциплин организаций технического и профессионального, послесреднего образования) подают заявление в аттестационную комиссию организации образования по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам, педагогические работники технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования - по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
Списочный состав аттестуемых педагогических работников утверждается решением коллегиального органа организации образования до 10 июня текущего года и представляется в районные (городские) отделы образования, управления образования областей, городов Астана и Алматы до 15 июня текущего года.
Аттестация проводится с 1 октября текущего года по 1 июля следующего года.
Тестирование проводится с 15 октября по 15 декабря текущего года в соответствии с графиками, утвержденными управлениями образования областей, городов Астана и Алматы, уполномоченным органом в области образования, отраслевыми государственными органами, имеющими в своем ведении организации образования.
Дата проведения тестирования сообщается педагогическому работнику не позднее, чем за 2 недели до проведения процедуры.
Педагогические работники, показавшие отрицательные результаты тестирования или отсутствовавшие по уважительным причинам, перечисленным в пункте 24 настоящих Правил, проходят повторное тестирование в срок не позднее двух месяцев после первого тестирования.
Педагогические работники, получившие при повторном тестировании отрицательный результат, не допускаются ко второму этапу аттестации.
В случае, если педагогический работник не прошел тестирование в обозначенные сроки по уважительным причинам, в том числе при потери трудоспособности по перечню видов заболеваний, при которых может устанавливаться срок временной нетрудоспособности более двух месяцев, установленному постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 декабря 2007 года № 1171, аттестационная комиссия принимает решение об аттестации данного педагогического работника в следующем учебном году.
Ссорой этап аттестации - аналитическое обобщение итогов деятельности проводится аттестационными комиссиями организаций образования с 1 января по 31 Marchа следующего года, аттестационными комиссиями органов управления образования - с 1 апреля по 1 июля следующего года.
Приказ о присвоении или подтверждении квалификационных категорий аттестованным педагогическим работникам должен быть издан аттестационными комиссиями всех уровней не позднее 1 июля следующего года и вступает в силу с 1 сентября следующего учебного года.
Изготовление и выдача удостоверений о соответствии требованиям должности и присвоении категории по форме согласно приложений 3, 4 к настоящим Правилам педагогическим работникам организаций дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего, специального, дополнительного, технического и профессионального, послесреднего образования производятся организацией образования не позднее 31 Augustа следующего года.
Выдача удостоверений осуществляется в соответствии требованиям должности и присвоении квалификационной категории и фиксируется в журнале регистрации педагогическим работникам дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, специального, дополнительного, технического и профессионального, послесреднего образования по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам, педагогическим работникам специальных дисциплин организации технического и профессионального, послесреднего образования - по форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам.
Аттестационные комиссии высших учебных заведений выносят решение до 1 апреля.
15. Ответственность за разработку, содержание и качество тестовых заданий несет Национальный центр тестирования Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее - Национальный центр тестирования). Техническое сопровождение программного обеспечения при проведении аттестационного тестирования возлагается на Национальный центр тестирования.
Организацию и проведение тестирования обеспечивают районные (городские) отделы, управления образования областей, городов Астана и Алматы, высшие учебные заведения и Национальный центр тестирования.
16. Список педагогических работников организаций дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего, специального, дополнительного, технического и профессионального, послесреднего образования, подлежащих тестированию, формируется аттестационными комиссиями организаций образования, утверждается аттестационными комиссиями районного (городского) отдела образования и передается в аттестационную комиссию управления образования областей, городов Астана, Алматы.
Управления образования областей, городов Астана и Алматы составляют график, определяют место проведения тестирования и передают данные в Национальный центр тестирования.
Список педагогических работников организаций высшего и послевузовского образования, подлежащих тестированию, формируется аттестационными комиссиями высших учебных заведений, утверждается Ученым советом и передается уполномоченному органу в области образования. Базовые высшие учебные заведения составляют график, определяют место проведения тестирования и передают данные в Национальный центр тестирования.
17. Первый этап аттестации проводится методом комплексного компьютерного тестирования, проводимого по технологиям, разработанным Национальным центром тестирования.
18. Тестирование проводится на базе организации образования, определяемой управлением образования или уполномоченным органом в области образования (для республиканских подведомственных организаций образования), отраслевыми государственными органами.
19. Педагогический работник, проходящий тестирование, должен иметь при себе документ, удостоверяющий личность.
20. Число тестовых вопросов составляет 80:
1) знание законодательства Республики Казахстан - 20 вопросов;
2) основы педагогики и психологии - 20 вопросов;
3) основы предметных знаний - 40 вопросов.
Общее время тестирования составляет 160 минут, за исключением педагогических работников, тестируемых по основам предметных знаний по математике, физике, химии, для которых общее время тестирования составляет 175 минут.
21. Результат тестирования считается положительным при получении не менее 70 % правильных ответов по основам предметных знаний, 50 % - по основам педагогики и психологии, 50 % - по законодательству Республики Казахстан.
22. Если педагогический работник аттестуется по должности (квалификации), содержащей в названии две и более специальности, то при тестировании в блоке «Основы предметных знаний» выполняет задания по одной специальности на свой выбор.
23. Педагогический работник, не прошедший тестирование по уважительным причинам, предоставляет соответствующие документы в аттестационную комиссию.
24. Уважительными причинами являются:
1) потеря трудоспособности на длительное время (не более двух месяцев);
2) нахождение в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком;
3) нахождение в командировке по специальности за рубежом.
25. Результаты проведения тестирования оформляются соответствующим протоколом по форме согласно приложению 7 к настоящим Правилам. Результат тестирования каждого тестируемого распечатывается в двух экземплярах: один предоставляется тестируемому, второй экземпляр с подписью об ознакомлении тестируемого передается в аттестационные комиссии управлений образования и высшие учебные заведения.
26. Освобождаются от квалификационного тестирования и допускаются ко второму этапу аттестации:
1) лица, имеющие педагогический стаж 25 и более лет при подтверждении высшей квалификационной категории;