Отчет об итогах проведения Декады русского языка и литературы в средней школе имени Толе би с 4 по 29 ноября 2019-2020 уч.года.
Отчет об итогах проведения
Декады русского языка и литературы в средней школе имени Толе би
с 4 по 29 ноября 2019-2020 уч.года.
Декада русского языка и литературе была посвящена писателям – юбилярам и нововведениям в русском языке.
В секции методического объединения русского языка и литературы работают 8 учителей. Из них:
- 3 учителя с высшей категорией – Баркинхоева Л.Д., Туребаев Т.Н., Маслова С.В.;
- 2 учителя категории «педагог – эксперт» - Буланова Н.В., Тусипбекова М.Т.
- 1 учитель со 2 категорией – Конурбаев С.Д.
- 2 учителя без категории – Мавлюдова С.У., Каримова А.И.
Тема Декады «Язык - это история народа».
Цели проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий:
- развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся; критического мышления и мотивации к изучению предмета; совершенствование лингвистической, коммуникативной и речевой компетенции школьников.
- развитие личностных качеств обучающихся и активизация их мыслительной деятельности, поддержка и развитие творческих способностей и интереса к предмету, формирование осознанного понимания значимости лингвистических и литературоведческих знаний в повседневной жизни.
5 ноября Каримова А.И. и Тусипбекова М.Т. оформили стенгазету о писателях – юбилярах и добавили различные викторины в виде ребусов, кроссвордов и занимательных разминок.
8 ноября в актовом зале, в торжественной обстановке, было организовано открытие декады русского языка и литературы на тему «Величайшее богатство народа - его язык» в виде концертной программы, в котором сообщалось о целях проведения декады и планах мероприятий. Ответственными за данное мероприятие были Баркинхоева Л.Д., Туребаев Т.Н., Маслова С.В., Буланова Н.В.


В период декады учителями были показаны открытые уроки.
11 ноября Туребаев Т.Н. с учащимися 11 «Ә» класса продемонстрировал открытый урок по русскому языку на тему «Второстепенные члены предложения. Дополнение» Вид урока – закрепления. Целью урока было закрепление знаний, полученных в 10 классе, о дополнении как второстепенном члене предложения. Так как занятие было уроком – закреплением, то учащиеся в основном работали с карточками. Формы работы: индивидуальная, парная. Учащиеся работали продуктивно и коммуникативно.

Также, 11 ноября Каримова А.И. с учениками 3 «А» класса показала урок по русскому языку на тему «Какие бывают часы?» Цель урока - высказывать оценочные суждения о прослушанном/прочитанном материале («я предполагаю…», «мне кажется…») и использовать слова, обозначающие признаки предметов; подбирать признаки к предметам по цвету, форме, величине, материалу по заданной теме. На уроке была использована индивидуальная и групповая форма работы. Такие приемы КМ, как «Послушай – прочитай - повтори», для рефлексии «Часики идут», а также использована работа с таблицами. Учитывая возрастные особенности, в обязательном порядке, была проведена словарная работа.

14 ноября Конурбаев С. Д. продемонстрировал свой открытый урок по русскому языку и литературе с учащимися 6 «А» класса на тему «Великие творения человека». Целью данного урока было понимать содержание художественных произведений и определять их тип текста. На данном уроке использовались следующие приемы КМ: «Мозайка», «Горячей стул», «Тонкие и толстые вопросы», «ЗХУ», различные формы оценивания «Большой палец» и «Светофор». Ученики работали индивидуально и в группе.
19 ноября Баркинхоева Л.Д. с учащимися 6 «В» класса показала открытый урок по русскому языку на тему «Счастливые семьи похожи друг на друга». Цель урока: строить монолог описательного и повествовательного характера с элементами рассуждения, соблюдать орфоэпические нормы, использовать правильно падежные формы имен сущ, мест., числ., прилаг. Данный урок способствовал расширению знаний учащихся о правилах правописании в русском языке. На уроке были использованы следующие приемы КМ: «Семантическая карта», «ППП: презентация, практика, продукт», «3М». Все задания были дифференцированными.

20 ноября Маслова С.В. продемонстрировала открытый урок по литературе с учащимися 11 «Б» класса на тему «Мастер и Маргарита» по роману М.А. Булгакова. Целью урока было раскрыть особенности жанра и композиции, проанализировать связь темы любви и творчества в романе. На уроке были использованы различные формы работ: индивидуальные, парные, групповые. Применялись такие приемы КМ, как «Тонкие и толстые вопросы», «Фишбоун», «Усложненный кластер», «Синквейн», «Закончи предложение».

25 ноября Тусипбекова М.Т. с учащимися 9 «Ә» класса с казахским языком обучения показала открытый урок по русскому языку и литературе. Тип урока – исследование. Цель урока: понимать содержание текста и анализировать, применять знаки препинания в ССП и СПП. На уроке были использованы следующие приемы КМ: «Мозговой штурм», «Верные и неверные утверждения», «SMS другу», видеоролик. Все задания были дифференцированными. Использовалась индивидуальная и групповая работа.
25 ноября Буланова Н.В. продемонстрировала открытый урок по русскому языку с учащимися 8 «В» класса на тему «Что мы знаем о космосе?». Цель данного урока: использовать термины, неологизмы, инверсии, градации; использовать разные виды чтения, в том числе и изучающие. Во время урока были использованы методы КМ и личностно - ориентированного обучения. Учащимся было предложено поработать с содержанием видеоролика, решить кроссворд, выполнить словарную работу, поработать с текстом. Использовались такие виды работ, как индивидуальная и групповая.
27 ноября Мавлюдова С.У. провела открытый урок русского языка с учащимися 1 «А» класса. Целью данного урока было понимать значение знакомых слов, имеющих отношение к повседневной жизни; использовать слова, обозначающие предметы, различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» или «что?». Во время урока учащиеся работали индивидуально и в группе, работали над словарем. На уроке использовались различные картинки, видеоролик, разминки, игры, а также выполняли письменные задания.

Все открытые уроки были проведены на должном уровне. При планировании открытых уроков и внеклассных мероприятий учитывались возрастные особенности учащихся. Все задания были дифференцированными. После каждого задания в обязательном порядке использовались критерии и дескрипторы.
На период декады учителями русского языка и литературы были также организованы и проведены различные мероприятия, отличающиеся разнообразием тематики и хорошей подготовкой учащихся.
14 ноября среди учащихся 5-8 классов был проведен конкурс по произведениям казахстанских поэтов юбиляров: Абаем Кунанбаевым, Сакеном Сейфуллиным, Фаризой Онгарсыновой, Балтабаем Адамбаевым на тему «Истинные поэты всегда пророки». Целью данного мероприятия былознакомство детей с великими поэтами, писателями, их творчеством. Формирование у детей художественного вкуса и расширение знаний о поэтах и писателях. Развитие эстетических представлений в классическом русле, а также развитие памяти и выразительности речи. Воспитание казахстанского патриотизма, любви к художественному слову. Ответственными учителями за данный конкурс были Мавлюдова С.У., Конурбаев С.Д., Каримова А.И. В конкурсе приняли участие более 20 учеников, в котором заняли следующие места:
- Гран – при – Аббасова Лейла, 5 «В» класс,
- первое место –Алдижан Шапагат, 6 «Ә» класс,
- второе место – Мажидова Наиля, 10 «Ә» класс,
- третье место – Качыкеева Акылай, 6 «Ә»класс.
15 ноября среди учащихся 9-11 классов был проведен конкурс по произведениям русских поэтов-юбиляров: И. Никитина, А. Суркова, А. Кольцова, М. Лермонтова, поэтесс – А. Ахматовой, З. Гиппиус на тему «Родник поэзии есть красота». В конкурсе приняли участие более 15 учеников, в котором ниже перечисленные учащиеся заняли определенные места:
- первое место – Куликова Алина, 11 «В» класс,
- второе место – Алиев Мурат, 10 «Б» класс,
- второе место – Алиева Руфина, 10 «А» класс,
- третье место – Кван Диана, 10 «Б»класс.
21 ноября был организован лингвистический конкурс на тему «Так, как мы говорим сегодня, - мы будем жить завтра».
Целью мероприятия было пропаганда нормативного русского языка среди учащихся школы; вовлечение учащихся во внеклассную работу по русскому языку и литературе; развитие общей эрудиции участников.
Конкурс был проведен между учащимися 9 классов с русским и казахским языком обучения, которые проявили хорошие знания в области морфологии и словообразовании, креативность, смекалистость, умение работать в команде, дружелюбность. Учащиеся были разделены на 2 команды по 6 учащихся вне зависимости от языка обучения, с помощью скрытых фигур на стикерах. При делении, в каждой команде оказалось по 2 -3 ученика с разным языком обучения, с каждого класса. Образованным группам было предложено дать название своей команде и выбрать лидера группы. С предложенными заданиями учащиеся справились очень хорошо. В качестве жюри были предложены учителя русского языка и литературы, не преподающие в данных классах: Маслова С.В., Баркинхоева Л.Д., Тусипбекова М.Т.
22 ноября было проведено заключающее внеклассное мероприятие в виде конференции на тему «Писательство – это призвание», посвященное жизни и творчеству писателей – юбиляров, среди учащихся 10-11 классов. На конференцию учащиеся подготовили доклады, видеоролики, презентации и выразительное чтение стихотворений наизусть.
Мероприятие явилось интересным, полезным для учащихся. Данное мероприятие способствовало нравственному развитию обучающихся, дало возможность представить себя как коммуникативную личность, сравнить свои возможности и результаты с другими.
28 ноября было организовано совместное закрытие декады русского языка и литературы на тему «Язык – это путь цивилизации и культуры». Данное мероприятие было проведено в виде концерта, на которое были подготовлены танцы, песни и видеоролики о русском языке и литературе.
Декада русского языка и литературы прошла на должном уровне. Все открытые уроки соответствовали стандарту и новой программе обучения. Мероприятия были насыщенными и запоминающими. Были охвачены учащиеся почти всех классов и параллелей.
В конце всех мероприятий было проведено методическое собрание и обсуждены итоги работы декады русского языка и литературы.


Выводы:
- мероприятия, связанные с Декадой русского языка и литературы проведены в полном объеме, организованы на хорошем уровне; способствуют привитию интереса к предметам,совершенствованию творческих возможностей обучающихся, решению коммуникативных задач образовательной среды.
Рекомендации:
- продолжить работу по развитию творческих способностей обучающихся;
- организовывать и проводить различные внеклассные мероприятия в течение учебного года;
- при проведении различных мероприятий по русскому языку и литературе поощрять творческие способности учащихся.
Руководитель МО: Тусипбекова М.Т